Институт Уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений был создан в регионе в 2001 году.
С 2002 года Уполномоченные были избраны во всех общеобразовательных организациях региона. С 2019 года Уполномоченные появились в дошкольных образовательных организациях и в организациях высшего профессионального образования.
С 2003 года ГАУ ДПО «СОИРО» проводит постоянно действующий семинар для председателей РМО Уполномоченных в феврале и сентябре.
С 2010 года реализуется ДПП «Теория и методика деятельности Уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений». За 13 лет программу освоили 368 Уполномоченных из 29 муниципальных образований области.
Официальный сайт «Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области»
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Должность Уполномоченного по правам человека (ОМБУДСМАН) учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года (предусмотрена пунктом «д» части 1 статьи 103) и призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод, «лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц» (Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации»)
Уполномоченный по правам участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН) — это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом, наделяется полномочиями по соблюдению законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием,» образованием и профилактикой нарушения нрав всех участников образовательного процесса.
Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
Уполномоченный по правам в образовательном учреждении — ЭТО взрослый участник образовательного процесса (не член администрации), к которому можно обратиться:
— если считаете, что Ваши права или права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса
— если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы
— за правовой консультацией (в рамках функционирования школы)
— за информацией о существующих нормативных гигиенических требованиях к организации учебного процесса
— если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию образовательного учреждения.
Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного:
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
Основные цели и задачи Уполномоченного:
— всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательных отношений
— оказание помощи законным представителям в регулировании детско-родительских взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у участников образовательного процесса навыков самостоятельной жизни
— обеспечение взаимодействия семей, учителей, законных представителей и участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав
— содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Права и обязанности Уполномоченного:
Уполномоченный имеет право:
— посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления и педагогического совета и совещания при директоре общеобразовательного учреждения
— получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательных отношений
— проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку фактов нарушения прав, свобод и интересов участников образовательного процесса
— заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса
выбирать себе помощников из числа участников образовательных отношений.
Уполномоченный обязан:
— содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров
— вносить рекомендации (письменные и устные), предлагать меры для разрешения конфликта
— предоставлять свое мнение, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса органам самоуправления образовательного учреждения, педагогическому совету и администрации образовательного учреждения
— предоставлять педагогическому совету образовательного учреждения отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года
— не разглашать конфиденциальные сведения, без согласия заявителя.
Процедура рассмотрения Уполномоченным обращений.
Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, законных представителей), касающиеся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.
Жалоба в письменной или устной форме подается Уполномоченному в срок не позднее 12 месяцев со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Уполномоченный, получив жалобу:
— в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения жалобы принимает ее к рассмотрению
— указывает на другие меры, которые могут быть предприняты для защиты прав заявителя
— обращается к администрации образовательного учреждения с ходатайством о проведении проверки по фактам выявленных нарушений
— обращается за разъяснениями к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области
— передает обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;
Уполномоченный должен отказаться от принятия жалобы, не относящейся к его компетенции, аргументируя отказ.
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ
При вступлении в конфликт:
– определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);
– определите ваши ценностные альтернативы;
– выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;
– проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);
– определите причины возникновения конфликта;
– проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;
– выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;
– определите свои задачи ;
— выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов.
Возьмите на себя управление разрешением конфликта:
– проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.);
– в начале переговоров используйте «Я–сообщение», «Активное слушание»;
– дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;
– не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;
– обосновывайте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.
Как избежать ненужных конфликтов?
Существует ряд правил:
– не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;
– прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
– попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
– не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступков;
– заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
– умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
– признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
– если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу